Скользящий... (limbegr) wrote,
Скользящий...
limbegr

Categories:

Белый Князь. Разговор о прошлом. Часть 4

Позже, несколько лет спустя, мне удалось разыскать достаточно подробное описание юкагирского танца. Оно было сделано знаменитым исследователем северных народов В.И. Иохельсоном в 1959 году. Понятное дело, что в 50-х годах всё уже шло на спад, юкагирский народ и его культура стремительно уходили в небытие, но как говорится, на безрыбье…
«Весь танец состоит из четырех па. Сперва левая нога двигается по земле налево, после этого правая нога тем же движением продвигается к левой и, наконец, танцор ударяет о землю дважды обеими подошвами, становясь на полупальцы не двигаясь с места».
«… легкий прыжок влево по кругу на полупальцы левой ноги, правая нога приподнята и подведена к левой, на полупальцы, затем переход с полупальцев на обе стопы ног, носки и пятки вместе; подъем на полупальцы обеих ног и вновь переход с полупальцев на обе стопы; новый подъем на полупальцы обеих ног».
Таким образом, получалось, что основное движение танца до сих пор осталось неизменным. И то, что видел В.И. Иохельсон более полувека тому назад, сохранилось до наших дней. Зато исполнение этого движения, ритм и темп танца изменились.
«Движение исполняется с легким прыжком, пружиня в коленях. Причем темп исполнения быстрый, затем он доходит до очень быстрого, и если бы не отстукивание стопами о землю, то, казалось бы, что весь круг почти висит в воздухе. Такое исполнение требует большой слаженности и чувства ритма. Этим объясняется то, что юкагирский танец исполняют не более двадцати человек».
В.И. Иохельсону удалось записать и отдельные запевы к другому хороводному танцу: «эрэhэтля доhутля» (повторяется 2-3 раза) и «этhлеугэгэ» (3 раза). Слова произносит запевала, а затем повторяют все исполнители танца. Это призыв ко всем желающим встать в круг. Еще один запев к танцу звучит так: «талэ-талэ-ку, талэ-талэ-ку, ала наиде галику» (2 раза). Все эти отдельные слова на момент их записи этнографами уже не имели перевода, значение их никто не мог объяснить.
Добавлю, что к тому времени, когда эта информация попала ко мне, Князь уже ушёл к своим предкам и ничего пояснить или дополнить не мог…
Слова произносят и повторяют до тех пор, пока не образуется замкнутый круг из танцующих пар. Как только круг замкнулся, все участники издают придыхательные звуки «hм», «hа». Они как бы подготавливают себя к новому движению, внутренне собираясь, ритм танца убыстряется. Среди исполнителей находятся один или два человека, которые искусно имитируют различные звуки, издаваемые птицами и животными. Пока круг вращается, они выкрикивают отдельные подражательные звуки, иногда два человека на отдельных звукоподражаниях устраивают перекличку птиц или животных.
Юкагирские танцы, как и танцы их соседей, сопровождались отдельными звукоподражаниями, ритмическими придыханиями, хорканьем (характерный звук, который издают олени). Основу танцевального сопровождения любого танца составляет ритм, а у юкагиров ритм прослеживается особенно четко, он создается ударами ноги о землю, звоном подвесок на костюме и на переднике…
А пока слово Князю.
- Хоровод юкагиры называют «ЛОНДОЛ» или «ЛОНГДОЛ» (ну-ка, вопрос знатокам – как может трактоваться это, совершенно НЕ юкагирское название?). В нынешнем варианте «Лондола» в центре хоровода танцует пара солистов. Весь круг танцующих проделывает ногами определённое движение, корпус и руки приподнимаются четко, чуть вверх с подъемом ног на полупальцы и опускаются вниз одновременно с опусканием на стопы. Движения сольной пары хранят некоторые следы подражания взмахам крыльев ухаживаний лебедей. Эта центральная пара в танце – наследие очень древних времён. Пару в центре с основным кругом хоровода-лонгдола связывают ритм, размер и темп танца. Когда солисты заканчивают показ отдельных движений, имитирующих действия охотника, повадки животного или птицы, они становятся в общий круг. Тогда выходит новая пара или танец заканчивается…
- Скажи, Князь, этот танец с завершающим его парением танцоров – на самом деле очень древний?
- Очень древний! Его танцевали еще в те времена, когда юкагиры строили жилища из костей убитых ими мамонтов…
- Как мамонтов?! Вы застали мамонтов и охотились на них? Сколько же вам лет?
- На самом деле – не очень много. Мамонты жили обширно и массово на этих землях еще три-четыре тысячи лет назад. А самых последних, рассказывали наши старики, можно было встретить в тайге и тундре еще лет 200-150 назад. Некоторые наши охотники в 60-70 годах прошлого ХХ века, своеобразно развлекались, сдавая под видом добытого мяса лося, откопанное в мерзлотных ямах мамонтовое филе… J Кстати, неплохо на этом зарабатывали. А в колымском общепите всё это варилось, тушилось, съедалось за милую душу, и никто даже заподозрить не мог, что вкушал за обедом «доисторическое животное»! (хохочет)
А мамонтовые бивни еще при царе служили основным после пушнины источников дохода для многих юкагирских родов. Наши предки знали их массовые «захоронения», и первым делом выбивали оттуда клыки, а когда наступали голодные времена, то мясом этих животных кормили собак, а нередко и сами питались им, спасая себя от голодной смерти…
- Ты меня в очередной раз просто убил!
- Да нет, дорогой мой друг, просто я тебе в очередной раз открыл глаза на ту ложь, которой вас пичкали, и продолжают пичкать ваши «официальные учёные». Вот и всё!
А вот «убью» я тебя совершенно другим фактом, к которому ты, возможно, будешь даже не готов… Скажи мне, читал ли ты Библию?
- Ну, что за вопрос?! Конечно, читал. И Библию, читал, и Коран, и Бхагават Гиту, Шримад Бхагаватам, даже смог найти и почитать кое-что из переводов на русский язык Талмуда, и некоторых его толкований…
- Скажи, ты помнишь в Библии книгу Псалтирь, главу 72, стих 5-й?
- Э-э-э… Я не настолько хорошо знаю Библию, чтобы цитировать оттуда фрагменты наизусть… Кажется, если мне не изменяет память, там речь шла о каком-то наставлении царю Соломону, что ему будут поклоняться народы из века в век…
- Если быть точнее, в современном переводе искомая фраза звучит так: «…и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов».
- Ну да! Что-то типа этого… А почему тебя так заинтересовала эта фраза? Почему ты делаешь на ней акцент?
- По очень простой причине! Потому, что там описан краткий в историческом плане временной отрезок, в течение которого этот библейский еврейский царь будет господствовать над другими народами. И эта цитата – великолепный образчик того, как искажалась (уродовалась) книга книг в угоду властям и историческим периодам. Потому что в начальном варианте (и это подтверждает текст на арамейском) фраза звучала несколько иначе:
«… и да будут бояться Тебя со времени появления солнца и до появления луны, в роды родов».
Чувствуешь разницу?!! Всего чуть-чуть видоизменили фразу, убрали пару слов, а как изменился общий смысл! И таких, подобных, изменений «легким касанием» в Библии – пруд пруди… На вот, открой Псалтирь, которая осталась мне от моего деда, и читай!
- Подожди, подожди… Что-то я не понимаю… Речь идет всего лишь об одном отрезке ночи что ли?
- Не понимаешь! И никто сразу не понимает, кому я не пытался этот кусок показать! Как ты думаешь, зачем нужно было видоизменять этот, в общем-то, совершенно безобидный текст? Да потому, что там по недосмотру, или по наивности авторов, было указано событие, имевшее место в нашей земной реальности! Речь идет о времени, когда над Землей светило Солнце, но еще не было Луны! Теперь ты соображаешь, что к чему? Мне эта фраза сразу упала «на глаз» в старой Псалтири, поскольку в некоторых наших древних преданиях сохранилось описание тех времен, когда Луны еще действительно не было на небе… Тот народ, потомками которого мы, одулы, являемся, был долунным!
И, кстати, когда Луна появилась на нашем небе, почти сразу же возникли и культ поклонения Луне (о чем ты сам говорил мне некоторое время назад), и лунный календарь из 13 месяцев, который был долгое время частью нашей жизни. А знаешь, почему? Наши предки подметили странную зависимость ритмов (биохимических реакций) человека, особенно женщин с их 28-дневным циклом, регулирующим процессы деторождения…
Все юкагирские сказки, рассказывающие о зайце, основным своим потаённым смысловым подтекстом имеют указание на Луну, ее циклы, и всё, что с ней связано! Именно поэтому на Луне живёт Лунный заяц, именно поэтому любвеобильный заяц (по сути своей – Луна и населяющие её «жители») является уважаемым тотемом и даже членом семьи у одного из древнейших юкагирских родов… Всего-то надо уметь правильно прочитать книгу книг и некоторые юкагирские сказки… (улыбается)
- Вот уж действительно ты прав! Убил ты меня! Луна отсутствовала на небе! Шах и мат! Позволь отдышаться, и давай выпьем чаю… Мне надо прийти в себя, иначе я сочту тебя либо сумасшедшим, либо потом смогу убедить себя, что всё это, весь этот разговор мне попросту приснился!
- Давай, давай! J Попьём чаю… И кстати, о шахе и мате… А знаешь ли ты, что наши «полудикие юкагиры» не только были замечательными толмачами-полиглотами, но и великолепными шахматистами? Да, да! В долгие зимние вечера юкагиры играли в шахматы! Это официально зафиксировано в отчете члена полярной экспедиции Врангеля, доктора медицины члена-корреспондента Академии Наук с 1827 года Августа-Эриха Кибера. «Шашечницу их, сделанную из досочек, связанных ремнями, удобно переносить. Они выделывают ножом фигурки из мамонтовой кости, в коей у них нет недостатка», – писал он. Игра в шахматы была распространена у юкагиров по «официальным данным», письменно зафиксированным с 19-го века! А некоторые (не письменные) свидетельства утверждают о том, что в эту игру играли еще на век, и даже на два века раньше! Задумайся! Это хорошая пища для размышлений…
- О! Еще и шахматы! Откуда?! Я больше не могу тебя слушать! У меня сейчас просто «съедет крыша»! (не будем забывать, что на дворе стоял 2008 год, и многие вещи, о которых рассказывал старик Князь, были не просто уникальными, они были до жути фантастическими, если бы не серьёзность обстановки и личности рассказчика).
Пока я заваривал чай (на Колыме, в правилах древнего гостеприимства, заваривать чай предоставляют гостю), старик открыл окованный железом старинный сундук, стоявший рядом с лавкой, и начал выкладывать на стол свёрнутые в трубку желтоватые листы из толстой бумаги. Она была чем-то средним между ватманом и калькой – плотная, но полупрозрачная, с характерным желтоватым оттенком. Очень бережно он стал разворачивать эту рулоны и придавливать по углам кухонной утварью. Это были… карты различных местностей, нарисованные от руки и раскрашенные частично охрой, частично соком ягод и тальника. На них были изображены реки с многочисленными притоками, горные хребты, тайга, тундряк, кочевые маршруты.
- Это прощальное наследие моего народа одулов. Уже давно никто из нас не рисует такие подробные карты. Предпочитают пользоваться вашими, печатными. А были времена, когда ваши казаки и научные экспедиции с удовольствием прибегали к помощи наших «диких картографов» для прокладки своих маршрутов и для составления своих собственных карт, которые потом предоставлялись в виде отчётов в ваше географическое общество.
Единственный человек, который честно и правдиво описал юкагирские карты и не присвоил себе первенство в составлении подробных карт земель между Леной и Колымой, был Ефим Скворцов (астроном, профессор, участник Ленско-Колымской экспедиции 1908-1909 гг.), к памяти которого юкагиры относились с почтением и уважением. Он написал в своих воспоминаниях: «Как-то мы попросили (юкагира) составить эскиз местности между Индигиркой и Алазеей. Когда он принес (нарисованную) карту, все ахнули. Энкачан изобразил не только реки, но и горные хребты; у него были выдержаны стороны света, причем наверху был север. Мы очень подивились, и подумали, что очень немногие из интеллигентных людей имеют такое наглядное представление о местности, в которой им приходится бывать».
Искусство составления подробных карт с обозначением частей света – вот тебе еще один штрих в общую картину, еще одна гирька на чашу весов в пользу доказательства принадлежности юкагирского народа к более древней, развитой и многообразной в своих выражениях цивилизации, которая существовала когда-то на просторах Сибири, Колымы и Крайнего Северо-Востока.
Я до сих пор кляну себя, что не догадался взять с собой в ту поездку фотоаппарат и хотя бы заснять карты, самого Князя, особенности быта его жилища. Позже мне стало известно, что после его смерти старшая дочь передала в местный краеведческий музей Княжескую Грамоту и Тамгу (символ власти у восточных и северных народов). Куда делись показанные мне карты – неизвестно. Я не исключаю, что их могли использовать в качестве растопки…
Дальше в записях опять идет значительный трудночитаемый фрагмент, который еще предстоит разобрать. Поэтому пока перейду к дальнейшей сути нашей беседы…
- До появления миссионеров юкагиры превыше всего почитали солнце, огонь и воду. Был целый ритуал «кормления дедушки-огня», который позже был заимствован у нас пришлыми эвенами. Огонь кормили, бросая ему кусочки вкусной еды.
Весной юкагирские женщины бросали в воду разноцветные ленты и куски материи. По тому, как извивалась лента, как себя вела на воде брошенная в неё ткань, женщины судили о различных вещах, изменениях жизни, которые могли с ними произойти в текущем году. Каждый мужчина-юкагир, во время своих странствий, подходя к новой реке, прежде всего, задабривал ее Духа каким-нибудь подарком.
Воду использовали в качестве советчика и оракула.
Например, чтобы получить ответ на мучивший вопрос или разрешить дилемму, юкагир брал два кожаных мешочка, вкладывал в них два разных предмета, каждый из которых символизировал диаметрально противоположное мнение. Например, уголёк – указание на путешествие, щепка от венца дома - «оставаться на родном месте». Затем мешочки бросали в воду. Выплывший мешочек считался ответом на вопрос.
Существовала у нас и так называемая «бытовая магия». Например, трясли медвежью шкуру, чтобы вызвать бурю. Весной юкагиры выходили на берег реки и кричали, помогая реке быстрее вскрыться ото льда. Разбивали кристаллы минералов (кварц) и делили между родственниками – одни оставались на месте, другие отправлялись в дорогу. По состоянию кристалла судили о том, как идут дела у противоположной стороны…
- Я встречал у коряков запретительный обычай: нельзя было на ночь трясти шкуру оленя перед ярангой. В противном случае – на следующий день обязательно начиналась пурга. Лично был свидетелем такого эпизода: вытряс после ужина шкуру, на которой сидел, а меня пытались остановить. Небо было безоблачным и звездным, ничто не предвещало перемену погоды. Но на следующее утро началась очень сильная пурга и мы трое суток сидели безвылазно в палатке, не имея возможности даже выйти на улицу…
А про кристаллы… Помнишь, в старых русских сказках братья перед расставанием втыкают нож в землю или в дерево, предварительно порезав им друг друга, чтобы капли братской крови остались на ноже? Если через некоторое время нож начинал ржаветь, значит, с братом случилась беда…
- Да, я помню. Видимо, какие-то общие законы «бытовой магии» распространены были среди всех народов Земли. Не исключены и элементы заимствования. Например, юкагиры верили в магию имен. Я знаю, что есть совершенно идентичный обычай и у русских и у нас, когда человека принародно (особенно при незнакомых людях) называли только иносказательно или уничижительным прозвищем: отец такого-то, мать такой-то – Отец Спиридошки, Ивашка косорылый, Васька Степкин сын…
- К слову о магии. Я слышал, что среди прочих северных народов именно у юкагиров было сильно распространено необычное заболевание, называемое мерячением (или арктической истерией). И что именно юкагиры очень легко поддавались гипнозу, чем нередко пользовались казаки, заставляя с помощью нехитрых внушений делать юкагиров различные, в том числе непотребные, вещи…
- У нас таких людей одержимых, называли мэнэрик. И этой болезнью, чтоб ты знал, болели не только местные народы, но и пришлые люди. Иногда это походило на массовый психоз, в большинстве случаев он проявлялся во время шаманского камлания, когда люди под воздействием звука бубна впадали в транс. Но бывало, что мэнэрика возникала внезапно, без видимых причин.
Мэнэрики вдруг начинают повторять движения друг друга, безвольно выполняют любые команды, забираются на деревья и подолгу сидят там, уставившись в одну точку. А во времена массовых истерических эпидемий люди начинали кричать на разных языках (например, юкагир вдруг заговаривал на якутском или ламутском наречии, хотя до этого его никогда не знал), рвать на себе одежду, бросались в реку, убегали в тайгу и подолгу бродили там. Некоторые испытывали сильнейшие галлюцинации, видели духов, своих предков, тотемных покровителей. Некоторые прокалывали себя ножами и иглами, при этом из тел не вытекало ни капли крови, человек, не умеющий плавать, мог в состоянии мэнэрики переплыть бурную реку, мог предсказать будущее, выйти один на один с медведем, и огромный и сильный зверь убегал от такого человека, закрывая морду лапами.
«Болеют какою-то странною болезнью в Нижне-Колымской части до 70 человек. Это их бедственное страдание бывает более к ночи, некоторые с напевом разных языков, неудобопонятных; вот как я каждодневно вижу 5 братьев Чертковых и сестру их с 9 часов вечера до полуночи и далее; если один запел, то все запевают разными юкагирскими, ламутскими и якутскими языками, так что один другого не знает; за ними их домашние имеют большой присмотр». Из донесения сотника Нижне-Колымского казачьего отряда. 1870 год.
Я так думаю, что мэнэрики – люди, каким-то неведомым образом входившие в состояние изменённого сознания. Фактически они становились подобны шаманам и получали способности шамана. Разница лишь в том, что «мэнэрика» вселяется в человека спонтанно, порой против его воли, а шаман вызывает это состояние по собственному желанию и может управлять им.
Несколько раз (со времен царской России до СССР) к нам направлялись экспедиции, ставящие своими целями изучение феномена мэнэрики. Что самое интересное, ни разу мне не доводилось даже краем уха слышать о результатах и выводах, сделанных этими экспедициями. Они приходили, расспрашивали, производили записи, фотографирования, замеры голов, брали анализы крови. Потом уезжали. И на это всё заканчивалось. Мне кажется, все эти исследования на самом деле ставили перед собой всего лишь одну, чисто утилитарную, задачу: выяснить механизм вхождения в состояние изменённого сознания и научиться управлять им для последующего перевода его на общегосударственный уровень…
- Ну, скажу тебе так, что способ управлять сознанием народов и масс не только изобретён, но и давно используется на практике повсеместно, кроме, может быть, поселений, подобных вашему. Я говорю о воздействии на сознание людей посредством телевидения…
- Да, я видел телевизор, когда ездил в середине 90-х в Магадан к своей дочке. Это было удивительно! Дочь пошла по своим делам, а мне, чтобы не было скучно, включила телевизор. И я смотрел его непрерывно пять или шесть часов и не мог оторваться! Даже в туалет не ходил… (смеется) И понял, что по сравнению с этим ящиком наши шаманы – неразумные мальчишки. Если бы на экране вдруг появился человек и сказал бы мне: «выпрыгни в окно», я бы, пожалуй, выпрыгнул. Серьезно тебе говорю! Вы живете в ужасном и страшном мире… И только очень сильный человек может ему противостоять…
Tags: ТАЙНЫНОТ АТАН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments